Page 60 - ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ А. X. МИРЗАДЖАНЗАДE
P. 60
Вопросы гидродинамики вязко-пластичных и вязких жидкостей в применении к нефтедобыче
Обозначим
М. П. Воларович и Н. И. Агрант [54], решив рассматриваемую задачу при помощи по-
строения линий скольжения соответствующей плоской задачи, получили значение для
конусов с различными значениями α (таблица 14). При этом полное давление среды на ко-
нус определялось графическим методом. Сопоставление таким образом полученных значе-
ний , со значениями полученными Н. И. Агрант и М. Ф. Широковым [55] аналитическим
путем, показало практическую приемлемость графического метода.
Таблица 14
Значение для конусов с различными значения 2α
2α , по [54] т
30° 0,949 1,16
45° 0,416 1,57
60° 0,217 1,90
Из таблицы 14 видно, что с увеличением 2α m увеличивается, что и следовало ожидать.
М. И. Агрант и М. П. Воларовичем [54] сопоставлялись значения для ряда конси-
стентных смазок (синтетический солидол, пушечная смазка и смазка 1–13) при помощи
приборов разных типов, включая конический пластометр.
Проведенное сопоставление показало, что конический пластометр для дает величи-
ны, практически совпадающие со значениями, найденными при помощи приборов других
типов.
§ 3.5 Равновесие глинистого и цементного растворов в скважине
Часто в процессе бурения заключают, что удельный вес глинистого раствора в затруб-
ном пространстве больше удельного веса глинистого раствора в бурильных трубах. Указан-
ное явление происходит за счет обогащения глинистого раствора в затрубном пространстве
выбуренной породой. Удельный вес глинистого раствора, выходящего из скважины, при-
ближенно может быть определен из выражения 14
(3.35)
где — расход глинистого раствора;
— механическая скорость бурения;
— диаметр скважины;
— удельный вес входящего в скважину глинистого раствора;
— средний удельный вес выбуренной породы.
Определяемая из выражения (3.35) величина является заниженной по сравнению
с действительной. Для преодоления разности удельных весов требуется дополнительный
перепад давления, определяемый из выражения
14 Без учета относительно движения.
— 59 —